Алтайская правда (Барнаул), номер 38 от 11.02.2003
http://www.integrum.ru/webpush/agents/cultura/Musics/ul018073.htm
АВ: Елена РЯБОВА
Концертная программа "Что тебе подарить", которую показал в минувшую
пятницу на сцене краевого театра музыкальной комедии народный артист России
Николай Караченцов, собрала без малого аншлаг и прошла на овациях.
Несмотря даже на то, что главной изюминке концерта - а именно своему
самобытному вокальному творчеству - артист отвел менее половины времени.
Более того, выступление он начал вовсе не с какого-нибудь своего популярного
шлягера, а с самого трудного театрального жанра. С того, от которого наша
публика давно уже отвыкла - с чтения стихов. Ах, с какой вдохновенной
страстью и неподдельным драматизмом прочел Караченцов "Монолог царя зверей"
Рождественского! И совсем по-иному - с веселой приблатненностью и щемящей
ностальгией - "Марьину рощу" Евтушенко.
Покоренная публика взрывалась аплодисментами и кричала "браво", а автор этих
строк испытывала смутное чувство стыда за один из своих заготовленных для
послеконцертного интервью вопросов: зачем, дескать, звезде дались эти
короткие набеги в нашу сибирскую глушь? Он - ярчайшая звезда отечественного
театра и кино, живущая, кажется, чем дальше, тем активней. Актер, которому
не знакомо чувство невостребованности, ибо он буквально разрывается между
спектаклями в родном Ленкоме и кинотелесъемками, участвует в разных
благотворительных концертах, возглавляет жюри конкурса актерской песни имени
Андрея Миронова и прочая, и прочая. И курит при этом почему-то исключительно
"Приму"...
ТЕАТР - ЭТО НАШИ НЕРВЫ
Однако едва увидев на сцене этот, одетый в знакомое человеческое обличье
актера Караченцова, сгусток пульсирующей энергии, щедро выплескивающий свои
флюиды в зрительный зал, я поняла, что говорить с актером о банальных
заработках у меня язык не повернется. Тем более что в своем довольно-таки
длинном, но ничуть не утомившем публику монологе о сущности актерской
профессии Николай Караченцов на мой незаданный вопрос "зачем?" сразу же и
ответил:
- Я благодарен своей профессии за эту потрясающую возможность
путешествовать, ездить по любым городам и встречаться все с новыми и новыми
людьми! И хотя я понимаю, что наибольшую популярность актеру дает его работа
в кино, все же предпочитаю театр. Несмотря даже на то, что, когда я на
сцене, прекрасно осознаю, что от меня ничего не останется - ни книжки, ни
картины... Но зато ни в одном искусстве нет такого удивительного,
непосредственного контакта со зрителем!
А кино для меня - это, в первую очередь, возможность расширить свой
творческий диапазон. Например, у нас в театре никогда не шли пьесы
Александра Вампилова. А в кино я играл в фильме "Старший сын". Лопе де Вегу
не ставили, а я снялся в телефильме "Собака на сене". Как я сначала
отказывался играть этого придурковатого полуидиота маркиза! А потом был
счастлив, что согласился.
А еще кино - это ведь проверка на мастерство. Попробуй-ка один и тот же
эпизод три раза сыграть, когда там с техникой что-то не заладилось. А
десять? Это же высочайшая техника нужна! Кстати сказать, техника актера -
это вовсе не набор штампов. Это то, насколько разработан его внутренний
душевный аппарат. Сыграть и прожить спектакль так, как будто он последний и
в то же время - первый. Чтобы у зрителя - мурашки по спине, ком в горле или
он расхохотался так, чтобы его из зала вынесли!
Театр - это наши нервы. И чем выше класс актера, тем сильнее он себя
сжигает. Поэтому нет сегодня с нами Василия Шукшина, Виталика Соломина,
Андрюши Миронова, Жени Дворжецкого. Низкий им поклон... Но я слишком долго
держу ваше внимание, - будто бы извиняясь, сказал Караченцов.
А затем вместо, казалось бы, органичного перехода к вокальной части
программы, которую уместно было бы начать песней памяти в честь столь рано
ушедших из жизни коллег, артист преподнес публике не обозначенный в
рекламной афише сюрприз - свою юную партнершу и, как будет видно ниже,
"крестницу" Марину Ширшикову. Но ее появление на сцене Караченцов предварил
удивительным рассказом о нашей непостижимой российской ментальности...
ВОТ ЭТО БЫЛ СТЭП!
- Лет семь назад ко мне подошел один человек: хочу, говорит, создать свою
школу искусств мирового класса. Такую, где бы детей обучали и хореографии, и
вокалу, и даже каскадерскому искусству. "И где ты хочешь открыть такую
школу?" - спрашиваю. "В городе Красноармейске", - отвечает. "А где этот
город находится и сколько там жителей?"- "В Московской области, а жителей -
двадцать пять тысяч." Человек был так серьезно настроен, что я ему помог, и
он открыл свою школу. Моим именем хотел ее назвать, но я отказался: я же,
говорю, пока еще жив.
Через какое-то время приезжаю в Красноармейск на отчетный концерт школы
искусств в Доме культуры. Более обшарпанного здания я в жизни не видел!
Начинается концерт - и вдруг откуда-то сверху в оркестровую яму посыпались
детишки. Зал, и я в том числе, в ужасе - они же все себе переломают! А дети,
как ни в чем не бывало, вылезают из ямы - и на сцене начинается такая
"чума"! Я терпеть не могу, когда эксплуатируют детское творчество, но здесь
все было так заразительно! Здорово! А как они плясали стэп! Они потом в
Болгарию на фестиваль поехали, так там жюри в тупик встало: не знаем,
дескать, как судить; ТАК теперь стэп нигде в мире не танцуют!
Я в последнее время все думаю, что за поколение за нами идет? Пушкина не
знают, погрязли в комиксах и Интернете. И вот убедился, что, слава богу, не
все. Запомните это имя -Николай Александрович Астапов, гениальный человек!
Его ребята выступали и в Кремле, и в концертном зале "Россия"... А сейчас на
сцене - выпускница школы искусств города Красноармейска и Академии
театрального искусства, лауреат международных конкурсов Марина Ширшикова!
И Марина выдала такой виртуозный и зажигательный стэп, что зал зашелся в
овациях и тут же вызвал юную актрису на "бис". Но и потом Марина не ушла со
сцены. Она села за фортепиано, Караченцов взял свою гитару и под этот
двойной аккомпанемент исполнил песню Визбора "Манеж".
Так началась вокальная часть концерта, во время которой артист успел
подарить публике полтора десятка песен. И новых, записанных недавно на
компакт-диск в соавторстве с композитором Максимом Дунаевским и поэтом Ильей
Резником, и посвященных по большей части "главному чуду, которое создал
Господь, - Женщине"; и самых популярных своих хитов. И пел он так, как будто
делал это в последний (или в самый первый) раз. Так, что у публики наверняка
и мурашки по спине пробегали, и ком в горле вставал. А значит, артист сжигал
себя на сцене...
СТОЛЬКО НЕ ЖИВУТ!
Однако уже через полчаса после концерта на встрече с журналистами Николай
Караченцов не выглядел ни сожженным, ни даже утомленным. Он вытащил из
кармана пачку "Примы" (!) и попросил разрешения закурить...
- Надо же, вы действительно курите "Приму"! Постоянство -это черта
характера? Или вы только "Приме" верны?
- Вообще-то это дурная привычка. Хотя (ненадолго задумался) я, наверное,
человек привычек - и не хочу их менять. Мне в театре раза три предлагали
перейти в другую гримуборную, ближе к сцене, удобнее, а я не хочу, не могу!
Я люблю свою старую гримерку - это МОЙ угол.
- В будущем году вам исполнится шестьдесят лет...
- Не может быть!
- Вот и я о том же. Потому что на сцене мы видели энергичнейшего мужчину лет
примерно сорока и в то же время трепетного юношу...
- Слава богу, что не девочку! Спасибо за комплимент. А если серьезно, я
думаю, что в понятие творческой личности входит детскость восприятия мира -
открытость, непосредственность. Ребенок может сунуться туда, куда все знают,
что нельзя. А оказывается, можно. Просто никто не пробовал... Знаете, кто у
нас в театре был самым молодым? Татьяна Ивановна Пельтцер! Я о ней часами
могу говорить...
Ну, а потом я прекрасно понимаю, что если не буду держать себя в форме, не
смогу работать так, как это нужно и как я этого хочу.
- И вы играете в теннис...
- Да, обязательно. Два часа в день или час, если есть время. А в поездки
всегда беру с собой эспандер.
- В одном недавнем интервью вы признались, что пятнадцать лет не отдыхали...
- А в этом году как раз отдыхал. Десять суток. Мы с женой были в Испании.
Там меня заставляли никуда не ходить, ничего не делать, а просто валяться на
пляже. Вечерами кормили на убой в разных экзотических ресторанах. Но в
теннис, слава богу, играть не запрещали. А иначе мне долго пришлось бы
восстанавливать форму. Но время от времени желание отдохнуть, вернее,
остановиться, сбежать от всего и всех у меня спонтанно возникает. И тогда
необходимо бывает уехать из города, кинуться на траву, задрать башку к небу
и долго смотреть, как облака плывут...
- Вы двадцать два года играете роль графа Резанова в рок-опере "Юнона и
Авось"...
- Ужас! Столько не живут!
- И как поживает ваш граф, изменился ли он вместе с вами?
- Думаю, что да. И вообще все в спектакле изменилось: он стал мудрей,
глубже, объемней. Тогда, в начале восьмидесятых, он был революционным, это
была бомба во всех смыслах: сомнительный жанр, молитвы со сцены (в
атеистической стране!), каждое слово Вознесенского - жаба изо рта, укол,
укус, удар! А сейчас на первый план вышли вечные ценности - сумасшедшая,
великая, фантастическая любовь графа Резанова и юной Кончиты...
- Но вы становитесь все старше, а каждая следующая партнерша в сравнении с
вами все моложе. Ведь у вас сейчас уже четвертая Кончита.
- Это, наверное, тот случай, когда возраст идет на пользу роли. Стареющий
мужчина и женщина-ребенок. И вдруг она понимает в одну секунду, что лучше и
сильнее этой любви у нее не будет никогда! А вообще, всякое новое
партнерство -это польза, это школа и возможность творчески себя подпитать.
- И вы это сегодня продемонстрировали, когда отплясывали стэп с Мариной. У
вас это здорово получалось! Скажите напоследок, чем именно вы помогли школе
искусств города Красноармейска?
- Я просто пошел в Министерство культуры и выбил для них статус
государственного учебного заведения, потом помогал чем мог. И вообще,
наверное... Выключайте ваш диктофон! Наверное, я все-таки дам этой школе
свое имя: но не "имени Караченцова", а "школа Николая Караченцова".
|