Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Николай Караченцов
Прошлое и будущее "Юноны"
 
 
  
 



Когда мы слышим имя Николая Караченцова, Народного артиста РФ, вобравшего в себя махину образов кино, театра, эстрады, в памяти запускается механизм воображения, который в бешеном ритме выстукивает невероятные перевоплощения человека, как это ни парадоксально, но фантастически задорно вживающегося и в обычную сумбурную кутерьму.
Роль Резанова, посла мира и дружбы, в рок-опере "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского в театре "Ленком" для него особая. Неизменный успех уже 20 лет у спектакля Марка Захарова, эпохального события культурной жизни страны, и такой же у актера Караченцова. Без Караченцова не было бы Резанова, поэтому Захаров не доверял эту, единственную, роль никому другому. Рыбников, мысля поперечно, использовал гомофонические и полифонические средства. Хор под настоящую древнерусскую музыку, но обогащенную звуками синтезаторов, в современном уровне звукозаписи внедрялся музыкальным посылом в грезы Резанова. 185 лет назад граф Резанов мечтал, "закусив удила, свесть Америку и Россию", "американский расчет и российскую грустную удаль". Просочившись свежестью нетривиального стиля, эта культовая постановка вызывает подъем патриотизма уже у внуков первых зрителей и объединяет различных людей в едином сопереживании любви русского дворянина и испанской девушки. Такие чувства понятны всем поколениям и являются им на пике важности наравне с великими шедеврами искусства. Духовность притягивает как магнит. В 1980 году на фирме "Мелодия" записана фонограмма двойного альбома оперы, и вышел CD диск с тем же составом действующих лиц (его перепечатывали в 1996 году). Затем состоялось первое публичное прослушивание в Церкви Покрова в Филях. И только через три года родился в муках долгожданный альбом. Он молниеносно разошелся тиражом более 10 миллионов. Фирма "Мелодия" наградила композитора Золотым диском. Тут чудом подключился на целых 10 лет к раскручиванию оперы на самых известных площадках Европы и Америки знаменитый французский модельер Пьер Карден. И его щедрая изысканность: "Актеры шли по ковру из орхидей. Такого не было и не будет ни у одного театра мира. И это заслуженно:" А. Вознесенский. А французы напевали полюбившиеся сразу и навсегда новые мелодии: В эти же годы "Юнону" ставят многие театры России, Польши, Венгрии, Германии и других стран.
 
  
 


- За 20 лет изменился ли Ваш Резанов?
- По крайней мере, надеюсь, что сегодняшний Резанов стал объемнее и глубже. Длительное время в этом спектакле для меня было главным все. Это неверно. Есть какие-то проходящие вещи, есть какие-то опорные. Тогда-то все вместе значительно точнее выстреливает и попадает в сердце зрителя. Роль становится более эмоциональной, пронизывающей, потому что все время, пардон, орать: Через пять минут люди устанут от этих воплей и уже перестанут их воспринимать. Я пытаюсь не забывать, во всяком случае, в своей работе, выражение Шукшина: "тише было бы громче". Иногда прекрасно понимаю, что какие-то, вроде кажущиеся незаметными и незначительными события в течение спектакля могут быть очень выразительными, сильными и работать на основную мысль, мощно на стержень, если это не педалировать. Я поднял лишь один маленький нюанс из того сонмища, которое является актерской кухней.
- Мимоходом Вам удавалось и еще в самом начале постановки режиссурой заниматься:
- Ну, Вы знаете, это завышено. Обычно артист приступает к работе над ролью, когда уже какой-то процесс работы позади. Режиссер работает с драматургом, с автором, да еще с композитором, да еще с художником. И вот, когда приходит первая читка на актерах, уже этап пройден. А в "Юноне и Авось" я существовал с первого дня. Мы собирались у Марка Анатольевича на квартире, как сейчас помню, и Захаров думал: "Так, ребята, где у нас провисы? Надо, чтобы Кончита совершила какой-нибудь поступок, действенный". Рождается сцена, где Кончита хлыстом всех избивает: То, что вообще приняли этот спектакль, не понятно, как произошло. Это чудо какое-то, боженька помог:
- Сейчас на сцене уже четвертая Кончита, а "нулевой" отсчет начинался с дочери Рыбникова?
- Значит, там ситуация сложилась так. Спектакль приняли с первого раза. Но вот мы репетируем:и нам запрещают. А почему? Потому что вышел альманах "Метрополь", где главным редактором был Василий Аксенов, а одним из членов редколлегии Вознесенский. Мощный запрет властей: Закончилось дело тем, что Аксенов уезжает из страны. Все члены редколлегии подверглись остракизму со стороны властей. Работа приостановилась.
- А как же Вы хотели: Накануне выхода альманаха Андрея Вознесенского наградили Государственной премией СССР, и он мужественно не проронил ни слова в честь партии и правительства: прилюдная оплеуха тем властям:
- Вот-вот: Алеша Рыбников испугался, что его детище останется неуслышанным. Он на свой страх и риск пригласил разных певцов и записал пластинку, драматургия которой даже отличалась от драматургии спектакля, потому что спектакль только намечался. Но уже некие основные музыкальные номера были написаны, и он присоединил их. И вот там Кончиту пела его дочь. Алеша устроил тогда "презентацию", как сейчас бы назвали, в церкви, куда пригласил пол-епархии и их дипкорпус. Естественно, на следующий день работу с той пластинкой и пластинку закрыли вообще! И она полегла мертвым грузом и себе лежала. Вышел спектакль, мы его стали играть. Спектакль принят, уже как вроде существуем, ну и тут Алеше разрешили и пластиночку тиснуть: А люди подходят и спрашивают: "Почему там не Вы?" Объяснить всю эту ситуацию каждому довольно сложно. Только сейчас одержимая доброй и святой идеей компания "Профит Арт" во главе с продюсером Андреем Дробышевым взялась выпустить новые кино, видео, теле и аудиоверсии спектакля "Ленком".
- А что за фильм постоянно крутят по телевидению?
- В 1983 году его сняли англичане. Как ни странно, он не мешает притоку зрителя в театр: У нас всегда аншлаг. Два года подряд Захаров противился этим съемкам, и его где-то, в каком-то коридоре, цепляли за рукав и просили пустить это в эфир, "ну чтобы в городе Магадане люди впервые в жизни услышали слово "Аллилуйя", ради этого Вы можете разрешить?". Захаров махнул рукой: Хотя все равно на экране мы никогда не добьемся эквивалента эмоционального восприятия и ощущения такого же, как со сцены, потому что у экрана совсем другие законы. Дабы произвести, предположим, убийственное впечатление, надо снимать нормальное кино по его законам. Сегодня же совсем другое дело. Очень благородное. Применяя самые современные мировые технологии с высочайшим качеством изображения и звука, мы зафиксируем для истории существующий спектакль "Юнона и Авось".
- Марк Захаров будет в этом участвовать?
- Конечно. Он осуществляет руководство съемками и монтажом фильма. И режиссер кино, видео, телеверсий.
- Я знаю, что празднование Юбилея планируется на декабрь 2001 года, и Андрей Вознесенский любезно согласился написать стихотворение, посвященное событию:
- Да, так и будет. "Профит Арт" выпустит CD, DVD-диски, видео и аудиокассеты. Ведутся переговоры насчет показа телевизионной версии по многим каналам мира.
- Грандиозно!

ЕВГЕНИЯ СОЛОДОВНИКОВА
Международный иллюстрированный журнал "Планета Красота"
? 7-8, 2001.
http://www.junonaiavos.ru/actors2.htm